Автономное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа
Югорская шахматная академия
01.19.01 (4)

Шахматный семинар в Нефтеюганске

16 января  2018 в Нефтеюганске на базе «Средней общеобразовательной школы № 8» прошел методический семинар  «Современные подходы к конструированию и проведению урока», секция «Шахматы». Директор школы Рубцова Е.Н. поприветствовала присутствующих и пожелала плодотворной работы участникам семинара.

Открыл работу секции, руководитель ГМО по шахматам Мухаммадияров М.М. с темой: «Актуальные вопросы развития шахматного образования в образовательных организациях города Нефтеюганска». Марат Мансурович рассказал о проделанной работе, обозначил  актуальные вопросы и планы  на дальнейшую работу.

Во время работы секции прозвучали  выступления по следующим темам:

1.«Шахматное образование как ресурс повышения качества математического образования», Могилева Г.Н., учитель начальных классов  МБОУ «СОШ № 1». Галина Никитична рассказала о том, что инновационные процессы в школе, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования. Уникальным инструментом такой интеграции всех сторон образовательного сообщества (учащихся, педагогов, родителей и социальных партнеров) является шахматное образование.

2.«Интегрированные уроки математики и занятия внеурочной деятельности «Шахматы» как средство повышения познавательной активности учащихся начальной школы», Хрусталева Н.М., учитель начальных классов  МБОУ «СОШ № 9. Надежда Михайловна  отметила, что внеурочные занятия курса «Шахматы», интегрируемые с математикой, помогают шире изучить ее связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике, снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, формируют универсальные способы мыслительной деятельности. Интегрированные уроки математики и внеурочной деятельности «Шахматы» — это поле деятельности, где наиболее полно могут раскрываться интеллектуальные, духовные, нравственные способности ученика.

3.«Современные педагогические технологии в шахматном образовании», Занина Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6».

4.«Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» (по И.Г. Сухину), Нигматуллина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2».

5.«Об особенностях преподавания шахмат в начальной школе», Хайретдинова Гульфия Хайдаровна, учитель начальных классов МБОУ «НШ № 15»

6.«Учебный предмет «Шахматы» как инструмент развития мышления на ступени основного общего образования», Гордиевских Н.Н., педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 14. Наталья Николаевна изложила свои мысли  о том, что шахматы являются инструментом  развития мышления на ступени общего образования. Отечественная наука всегда уделяла и уделяет самое серьезное внимание проблемам обучения и интеллектуального развития детей. В XX веке проводились исследования по изучению мышления . В результате был выявлен такой инструмент его развития, как шахматы. Человеческий мозг, так же как человеческое тело способен к тренировкам. Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером,который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то,что она воздействует сразу на два полушария мозга человека,заставляя использовать серое вещество на максимум.

7. Мустаева Ильмира Маратовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7» предложила поразмышлять о «Роли шахматной композиции в становлении и развитии творческой деятельности, возможности интеграции с другими видами интеллектуальной деятельности».

8. О «Методике начального обучения игре в шахматы учащихся с ограниченными возможностями здоровья» говорила  Гарипова Зульфия Габдулхаковна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 8». Совместная работа в этом направлении ведется с Сергеем Борисовичем  Позиным при поддержке Ханты-Мансийской региональной общественной организации «Федерация шахмат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в лице Филипенко Василия Александровича

9. Кильдибаев Н.Г., учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 5» представил обзор учебников, а также методических пособий для проведения занятий с юными шахматистами».  Наиль Гильмитдинович рассказал о существующих УМК по курсу «Шахматы», провел их анализ.

10.«Мастер-класс по обучению педагогов  игре в шахматы «Шахматный дебют» провел Стригин Владимир Олегович, истории и обществознания МБОУ «СОШ № 4».

11. Данилова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «НШ № 24» дала «Мастер-класс по обучению педагогов игре в шахматы «Играем на фрагментах шахматной доски» (на примере дидактической игры И.Г. Сухина «Игра на уничтожение»).

Завершением семинара стало подведение его итогов и сеанс одновременной игры в шахматы, который провел Мухаммадияров М.М.

 01.19.01 (1)

01.19.01 (2)

01.19.01 (3)

01.19.01 (4)

01.19.01 (5)

01.19.01 (6)