Автономное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа
Югорская шахматная академия

И.Г. Сухин о шахматном образовании в Югре.

011607.jpg

Югра – первый российский регион, который системно проводит 80-часовые курсы повышения квалификации по шахматному образованию.

 

 

В последние годы количество международных и всероссийских научно-практических конференций и конгрессов по проблематике продвижения шахмат в начальную школу и детские сады значительно возросло. В их числе: конгрессы «Шахматы в школах» в Кальвии (Испания, 2004), «Шахматы в школе» в Якутии (2006), конференции учителей шахмат в Далласе (США, 2003), «Шахматы в школах» в Абердине (Шотландия, 2007), «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» в Томске (2008), «Шахматы в системе образования России и мира» в Москве (2009), «Шахматы: игра с которой мы растем» в Турине (Италия, 2009), «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» в Элисте (2009), конференция «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования» в Москве (2010) и апрельская – «Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации» в Элисте (2010).

Материалы данных конференций и конгрессов доказывают, что шахматы вправе стать обязательной школьной и дошкольной учебной дисциплиной. И это подтверждает огромный опыт, накопленный, как за рубежом, так и в регионах России. Только за последний год готовность ввести шахматы как учебный предмет продемонстрировали органы управления образованием Республики Кабардино-Балкарии, Калининградской, Свердловской, Челябинской, Самарской, Пензенской областей и др.

20 мая 2010 года в интервью на «Эхо Москвы» Председатель Наблюдательного совета РШФ А.В.Дворкович сказал: «Считаю, что в каждой школе России должны преподаваться шахматы. И это повлияет на развитие детей.  На интеллектуальный уровень страны точно. Я считаю, что это нужно сделать».

В резолюциях обеих конференций, состоявшихся в 2010 году (февраль, Москва и апрель, Элиста) в обращениях к Министерству образования и науки РФ впервые предложено, цитирую:

1) «Разрешить преподавание предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня как инвариантного предмета школьной программы» (Москва, 2010),

2) «Разрешить преподавание предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня как обязательного предмета школьной программы» (Элиста, 2010). 

Вместе с тем, участниками всех последних конференций по шахматному образованию неоднократно указывалось самое слабое  звено – отсутствие системной работы в организации полноценных (не менее 72 часов) курсов повышения квалификации для преподавательского состава.

В самом деле, к сентябрю 2010 года Россия занимает лидирующее положение в вопросах продвижения шахмат как учебного предмета в начальную школу, так как:

1) у нас в стране накоплен уникальный опыт обучения детей основам шахматной игры;

2) с 1994-1996 гг. в сборниках программ для начальной школы впервые в мире появился федеральный шахматный курс («Шахматы – школе», состоящий из трёх учебно-методических комплектов), рекомендованный Министерством образования РФ;

3) изданы рекомендованные Министерством образования РФ учебники первого, второго, третьего лет обучения в начальной школе, а также пособия для учителя, рабочие тетради и тетради для самостоятельных работ, задачники, книги для чтения. Издание составляющих учебно-методических комплектов данного курса взяло на себя учебно-методическое объединение «Духовное возрождение» (г. Обнинск, директор Т.К.Фесенко).

Однако федеральные структуры системы повышения кадров пока ещё отстают, не дорабатывают. Лишь один-единственный раз за последние пять лет Московский институт открытого образования провёл 72-часовые курсы по шахматному образованию. Поэтому и включён в резолюцию апрельской конференции в Элисте следующий важнейший пункт: «Рассмотреть возможность открытия при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования специализированной кафедры шахматного всеобуча, занимающейся методическим и организационным сопровождением введения шахмат в программу школьного образования, повышением квалификации учителей шахмат».

Поэтому знаменательна инициатива Югры, где впервые в России 80-часовые курсы повышения преподавательского состава стали проводить системно – подобная работа здесь активно ведётся уже несколько лет подряд! 

Следует особо отметить, что в последние годы за сравнительно короткий срок Ханты-Мансийский автономный округ вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. В реализацию Приказа Министерства образования РФ №2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”, начиная с 2005 года, в Югре проводится масштабная комплексная работа в области шахматного образования.

А если учесть, что в сентябре-октябре 2010 года в Ханты-Мансийске пройдет 39-я Всемирная шахматная Олимпиада, Ассамблея, 81-й Конгресс Международной шахматной федерации (ФИДЕ), а также международный Конгресс по продвижению шахмат в детские сады и общеобразовательные школы, то Югра в этом вопросе становится не только общероссийским, но и мировым лидером. Об этом я писал в двух изданных под моей научной редакцией сборниках научно-практических конференций «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (Томск, 2009) и «Шахматы в системе образования России и мира» в Москве (Москва, 2009).

 

Активно способствует развитию шахматного образования в регионе Федерация шахмат Югры, Институт развития образования Югры и Югорская шахматная академия – инициаторы многих перспективных проектов.

В соответствии с Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 330-рп от 20 августа 2008 г. «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2008-2010 годы» реализованы следующие направления деятельности: проведен мониторинг обеспеченности муниципальных образовательных учреждений на предмет готовности реализации данного плана; создан координационный центра по развитию шахматного образования; разработаны программы повышения квалификации для преподавателей шахмат; четырежды проведены курсы повышения квалификации для преподавателей шахмат (дважды автором этих строк и дважды другими специалистами).

О прекрасно организованных курсах «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования и федеральный курс для начальной школы «Шахматы – школе» (Ханты-Мансийск, ноябрь 2009) я уже писал в статьях «Сияние миллиона звезд: Шахматный всеобуч начинается с повышения квалификации» («Учительская газета», №50 от 15.12.2009), «Это фантастика!» (журнал «Старт» №1 за 2010 год), на Сайте шахматного всеобуча («Шахматное образование – педагогам Югры» и др.).

Очень важно, что моё общение со слушателями тех курсов не ограничилось ноябрём, и с помощью Интернета и электронной почты, я продолжаю следить за успехами своих «подопечных» и консультировать их по тем или иным вопросам. Очень приятно, что Валентина Акишина на городском конкурсе «Педагог года» (г. Урай) заняла второе место, а Александр Иванов, прививающий любовь к шахматам ученикам Лянторской школы № 5 завоевал третье место в конкурсе “Учитель года” Сургутского района.

А вот некоторые отзывы и строчки из писем:

Андрей Ерёмин: «За шестнадцатилетнюю педагогическую деятельность посетил девять курсов повышения квалификации, но столько нужного и полезного для работы с детьми учебного материала не получал ни на одних из них. Хотя тематика курсов мне не нова – я шахматами занимаюсь уже на протяжении 30 лет, и 15 лет преподаю шахматы в школе, но более точной методики преподавания, чем у И.Г. Сухина, не встречал. Курсы мне дали новый толчок в работе с детьми. У меня растет сын, и мне не безразлично, какое образование он получит. Сейчас я всерьез задумался о преподавании шахмат у дошкольников с трёх лет по методике И.Г. Сухина».

Сергей Кунцевич: «Именно сейчас, по счастливому стечению обстоятельств, пройденные курсы, а именно тот огромный интеллектуальный и эмоциональный заряд, которым Вы щедро наполнили нас, призван и в моём лице, найти самое широкое применение. Скажу конкретно: я устроился по совместительству на работу в МОУ детский сад №7 педагогом дополнительного образования и преподаю по Вашей методике развития ребёнка шахматы в старших и подготовительных группах (5-7 лет). Несмотря на трудности, сразу скажу, что это – не работа, а праздник. Тот колоссальный объём дополнительной помощи, который Вы даёте через Интернет, уже на первых этапах приносит результат. Большое значение имеет и то, что в детском саду созданы практически все условия для реализации методики и самых смелых творческих планов. И как прекрасно, когда удаётся работать с полной поддержкой администрации, когда усилия всех заинтересованных сторон слиты в одно русло эффективного развития, обучения и воспитания».


Владимир Полиехов «В январе – феврале этого года принимал участие в городском конкурсе «Учитель года», где давал открытый урок по шахматам на тему «Знакомство с ладьей», где, кстати, использовал Ваши разработки и Ваш учебник, и не раз добрым словом вспоминал Вас».

Наталья Эйхвальд: «Мои юные шахматисты с удовольствием смотрят шахматный мультфильм «Котята-хвастунишки» и ждут продолжения! Ваши книги, учебные пособия, статьи, лекции очень помогают в работе. А школьные шахматные учебники, мои ребята и девчата, просто полюбили! Причем не только малыши, но и старшие ребята с удовольствием и интересом выполняют задания».

Валентина Акишина: «На городском конкурсе «Педагог года» я показала вводное занятие по шахматам, рассказала, что работаю по программе «Шахматы – школе» (заняла второе место). И сейчас директор методического центра попросила меня провести в феврале городской семинар для педагогов, так как шахматы вводят в школы… Меня приглашают директора школ вести шахматы – предлагают ставки даже посреди учебного года! Я счастлива, что нашла свое любимое дело, благодаря Вам!!!.. Работаю в ЦДОД – веду по 2 часа в неделю у 7 групп кружок в детсаду на его базе (78 ребятишек 4-6 лет), и группу ребят из начальных классов по 3 часа в неделю -10 чел. Сейчас перевела их на второй год обучения. Что характерно, взяла на обучение 4-леток для эксперимента – и знаете, настолько сильный подбор в группе и хорошие воспитатели, что эти ребятишки осваивают программу наравне со старшими группами. А шахматы для них – праздник. Еще хороший результат – одна группа детсада у меня занимается старшая логопедическая (это как раз те кадры, о которых я Вам писала – стояли «на ушах» в начале года и показатели у них были везде – ниже некуда). И сейчас они по всем предметам выдают уверенный средний уровень, что было отмечено даже в Управлении образования».

Елена Сорокина: «Спасибо Вам большое за всё, что вы для нас сделали, за ваши увлекательные курсы. До сих пор остались незабываемые впечатления».

Александр Касторнов: «Прочитал на вашем сайте отчет о курсах, приятно, что у вас только хорошие воспоминания о совместной работе. По приезду домой хочется тоже поделиться полученными в общении знаниями с коллегами…»

Каждая строчка из этих писем подтверждает, что педагоги Югры – очень творческие люди, которым интересно всё новое, и которые любят и умеют работать с детьми.

Поэтому, уже зная высокий уровень организации курсов повышения квалификации, продемонстрированный Институтом развития образования Югры, Югорской шахматной академией и Федерацией шахмат Югры, через полгода я провёл новые курсы в ХМАО – «Методика проведения занятий по шахматам» (г. Ханты-Мансийск, 4-13 мая 2010 года), для новых слушателей.

До сих пор многие аспекты методики и технологии преподавания шахмат детям вызывают жаркие дискуссии. Курс лекций и практических занятий «Методика проведения занятий по шахматам», предназначенный для подготовки и переподготовки педагогов, проводящих шахматные занятия с детьми, и был призван дать ответы на эти вопросы. Цель курсов – дать полную информацию о шахматном всеобуче, познакомить педагогов с различными подходами к обучению шахматной игре, преподать им эффективную технологию проведения шахматных занятий, акцентировать внимание на последних психолого-педагогические разработках в этой области. Приоритетными направлениями в Программе курсов стали: обучение эффективным методическим приемам проведения шахматных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста; обучение нестандартным дидактическим играм, которые помогут обеспечить сохранность контингента на этапе начальной подготовки; знакомство с широким кругом задач шахматного всеобуча; научное обоснование шахматных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста; углубленное рассмотрение вопросов методики проведения шахматных занятий по материалам последних международных шахматных конференций и конгрессов (2009-2010); анализ состояния дел с шахматным всеобучем в различных регионах России и за рубежом; выявление психолого-педагогических проблем, связанных с преподаванием шахмат детям; рассмотрение теоретических и практических аспектов проведения шахматных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Среди важнейших тем: Вопросы методики проведения шахматных занятий на авторском Сайте шахматного всеобуча и авторском сайте «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат». Эффективные методические приемы на шахматных занятиях. Математические игры на шахматной доске. Нестандартные дидактические шахматные задания в учебном процессе. Вопросы методики проведения шахматных занятий на последних научно-практических конференциях.

Снова отдаю должное Автономному учреждению дополнительного профессионального образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институту развития образования» (ректор Анатолий Владимирович Ефремов, заведующий кафедрой дополнительного образования и воспитательной работой Сергей Николаевич Чистяков) – и на этот раз аудитория слушателей была замечательная. Я прекрасно представляю проблемы руководителя курсов Сергея Николаевича Чистякова – совсем не просто собрать на курсах не случайных людей (которым нужен только сертификат о прохождении), а именно тех, которым полученные знания помогут к практической работе с детьми. И это удалось сделать. Все слушатели трудились не для галочки, а на совесть, внимали каждому слову, задавали множество вопросов. И самое главное – мы не расстались с ними, почти половина слушателей предоставила мне свой адрес электронной почты, и я имею возможность следить за их дальнейшими успехами. Я никогда не был свадебным генералом, мне важно, чтобы, в самом деле, курсы принесли максимальную пользу каждому слушателю, и несу персональную ответственность за дальнейшую жизненную траекторию каждого из них. Не случайно на торжественное открытие курсов 4 мая специально пришли одни из лучших выпускников ноябрьских курсов Андрей Ерёмин и Сергей Кунцевич, которые рассказали новым слушателям о том, что дали им ноябрьские курсы.


Сергей Кунцевич рассказывал вдохновенно: «Точно так же, как Вы сейчас, в начале ноября прошлого 2009 года мы собрались здесь на достаточно длительные курсы, ещё не совсем точно представляя, чем нам придётся заниматься, и как эти занятия нам могут пригодиться в дальнейшем. Сейчас, спустя полгода, могу со всей ответственностью заявить… – настоящие курсы способны научить каждого из вас самым оптимальным, самым научно-обоснованным приёмам и методам всестороннего развития ребёнка через обучение игре в шахматы. Мало того, то, кто уже умеет играть в шахматы, после этой встречи влюбятся в шахматы ещё больше, влюбят в ним своих воспитанников, независимо от их возраста. В Вашей жизни теперь могут произойти самые неожиданные перемены, которых вы не ждали, но которые пришли благодаря этой встрече, благодаря целенаправленной работе на курсах и в дальнейшем – благодаря любви к шахматной игре и педагогической работе по воспитанию и развитию ребёнка. Хотелось бы назвать это чудом. Да, это так. Но это чудо основано на тщательном, многолетнем и глубоком научном труде, в котором все аспекты разработаны до мелочей, в котором учтены все неясности. В этом труде практически нет неразгаданных тайн, но остаётся огромное поле для собственного творчества любому педагогу, который пользуется методикой Игоря Георгиевича Сухина и относится к своей работе не как к повинности, а как к главному делу своей жизни, помня о том, что России нужны развитые и образованные дети, которым творить её великое будущее. И в моей профессиональной деятельности данная встреча принесла много радостных перемен. В декабре раздался неожиданный звонок с предложением стать педагогом дополнительного образования в детском саду №7 – одном из самых лучших детских садов г. Ханты-Мансийска. Это Центр развития ребёнка, обладатель гранта губернатора Югры, расположенный в здании-новостройке в Самарово. С февраля вот уже три месяца веду занятия с восьмью группами детей старшего и подготовительного возраста (5-7 лет) общей численностью около 60 человек в дамках дополнительных образовательных услуг. Хочу выразить особую благодарность директору детского сада Инне Викторовне Ярмановой, а также Анне Валерьевне Суховой и Татьяне Анатольевне Болотнёвой – для работы созданы прекрасные условия: отдельный кабинет, демонстрационная шахматная доска, специальные шахматные столы, наборы турнирных шахмат, шахматные часы… Все дети тянутся к шахматам. Всем детям шахматы интересны… Занятия по И.Г.Сухину – театр, путешествие, сказка. Для активизации мышления полезны загадки, даже не связанные с шахматами, в самом начале занятий, на которые мы получаем порой совершенно неожиданные ответы. Рисуем, раскрашиваем, лепим. Шьём платья (дома). Украшаем шахматный уголок фотографиями занятий и детскими рисунками шахматной тематики».   

Очень интересным был и рассказ Андрея Ерёмина, проводящего шахматные занятия с учениками 3-5 классов школы №3 г. Ханты-Мансийска. По его наблюдениям шахматы наиболее хорошо адаптируются в тех классах, которые занимаются по системе Эльконина-Давыдова, причём особенно радуют его третьеклассники. Подчеркнул, что особенно любят ученики шахматные задания-лабиринты и задачи на нахождение мата в один ход. Особое внимание Андрей обратил на отношение родителей учеников к шахматам.

Замечу, что в один из дней я встретил на улице ещё одну свою слушательницу «первого созыва» Галину Комогорцеву, которая проводит уроки шахмат в пяти вторых классах школы №11 г. Ханты-Мансийска. Пригласил и её выступить перед новыми слушателями. Галина также, как и Андрей Ерёмин, подчеркнула важность работы с родителями учеников, поведала как она убеждала родителей в необходимости в школе учебного предмета шахматы, познакомила со своими методическими наработками. Выступила перед слушателями и продемонстрировала свои методические приёмы также один из лучших педагогов, учитель шахмат из замечательной гимназии №1 г. Ханты-Мансийска Светлана Безгодова. К примеру, Светлана виртуозно обыгрывает на занятиях различные жизненные ситуации.

Подстать «первому созыву» оказались и новые слушатели курсов. Отмечу самых лучших: Юрий Богданов (учитель истории, обществознания, г. Нефтеюганск), Оксана Высоцкая (воспитатель ДОУ, г. Ханты-Мансийск), Зульфия Гарипова (учитель начальных классов, г. Нефтеюганск), Светлана Замятина (начальная школа – детский сад, воспитатель ГПД, г. Нефтеюганск), Татьяна Иваненко (учитель биологии, г. Нефтеюганск), Владислав Кирпота (ПДО, п. Сентябрьский), Анна Кошелева (ПДО, п. Луговской), Вариса Курбанова (учитель начальных классов, г. Нефтеюганск), Татьяна Младенцева (учитель начальных классов, п. Луговской), Людмила Мозер (учитель начальных классов, п. Сибирский), Ольга Пузина (воспитатель ДОУ, г. Ханты-Мансийск), Ирина Пучкова (воспитатель ДОУ, г. Нижневартовск), Татьяна Ржанова (учитель начальных классов, с. Батово), Евгений Спиридонов (учитель английского языка, п. Кедровый), Анатолий Тимко (директор школы, п. Пырьях), Раиса Шеломенцева (учитель начальных классов, п. Выкатной), Галина Юдина (учитель начальных классов, г. Ханты-Мансийск). Каждый из них – незаурядная личность.


Высокую эффективность данных курсов во многом предопределили  роскошные условия для работы, предоставленные Югорской шахматной академией, на территории которой все эти десять одновременно долгих и коротких дней шли занятия. Коллектив Югорской шахматной академии, возглавляемый Галиной Викторовной Ковалёвой, как обычно отработал на пять с плюсом: в распоряжении лектора и слушателей был вместительный, прекрасно оборудованный класс – компьютер, проектор, прямой выход в Интернет – всё на высшем уровне (где ещё кроме ХМАО созданы такие идеальные условия для конструктивной работы?). Высокий уровень организации курсов подтверждает простейший пример – всё было настолько отлажено, что мне практически не приходилось беспокоить руководство академии по организационно-техническим вопросам. А лишь изредка возникающие проблемы оперативно решались её директором Галиной Викторовной Ковалёвой и заведующим кафедрой дополнительного образования и воспитательной работой «Института развития образования» Сергеем Николаевичем Чистяковым.

О высоких деловых качествах Галины Викторовны Ковалёвой я уже писал раньше. Подстать руководителю и заместитель директора Татьяна Валентиновна Бойко и весь славный коллектив Югорской шахматной академии – все предупредительны, вежливы, заботливы, открыты, всегда готовы прийти на помощь. Вот только один из примеров. Слушателям курсов, разумеется, было приятно, что по инициативе Югорской шахматной академии 7 мая по телеканалу Югры в 19.25 был показан сюжет о курсах повышения квалификации. Ведь, телепоказ помогает каждому слушателю осознать, что он участвует в очень значимом для Югры событии. И Югра рассчитывает, что каждый слушатель, вернувшись в свой район, на деле сможет использовать полученные на курсах знания.

Очень зрелищно был проведён 9 мая в Ханты-Мансийске юбилей Дня Победы. В тот же день мне удалось пообщаться с интереснейшим собеседником – международным  гроссмейстером Алексеем Безгодовым.

По инициативе Светланы Безгодовой вечером 12 мая, после проведения курсов, я посетил замечательную гимназию №1 Ханты-Мансийска (в которой есть урок шахмат), провёл с учениками 2-3 классов литературно-шахматные викторины, загадал им шахматные загадки, отметил лучших маленькими сувенирами, пообщался с педагогическим коллективом и ещё раз убедился, что шахматы школе необходимы. Ребята отвечали хорошо и правильно. А затем директор гимназии  Римма Иозапасовна Шишкина подробно рассказала мне о гимназии, провела целую экскурсию, показала кабинеты и все достопримечательности. Потрясающая гимназия и потрясающий директор! Не удивлюсь, если во всех отношениях – это гимназия №1 в России. Одно из самых сильных впечатлений — океанариум с пираньями! Я даже пошутил, что пираньям, по-видимому, достаются на обед те, на кого гимназия не произведёт должного впечатления. Гимназия, безусловно, заслуживает самых тёплых слов и не одной публикации.


А в последний день, после окончания работы курсов, Сергей Николаевич Чистяков любезно организовал для меня посещение базовых образовательных структур ХМАО. Сначала я встретился Артуром Бахшиевичем Григоряном, исполняющим обязанности ректора «Института развития образования», а затем с первым заместителем директора Департамента образования и науки ХМАО Любовью Николаевной Ковешниковой. И получил возможность лично поблагодарить обе структуры за системную работу по организации курсов по шахматному образованию, обсудить процессы, происходящие в Минобрнауки РФ в связи с принятием образовательных стандартов общего образования второго поколения и выяснить позицию руководства ХМАО в отношении учебного предмета шахматы.

В рамках курсов мне также удалось снять определённый социологический срез слушателей (подобных материалов очень не хватает молодой шахматной педагогике). Социологический опрос слушателей курсов проводился мною с помощью анкетирования с целью выявления оптимальной траектории проведения курсов повышения квалификации и определения основных аспектов, которые значимы для развития шахматного образования в регионах.

Вот некоторые данные:

Гендерный состав курсов: женщины – 70%, мужчины – 30%.

То есть, процент мужчин в данном случае выше, чем средний процент мужчин (по РФ), преподающих в современной школе и работающий в детских садах.

Возрастная категория: 20-30 лет – 30%. 31-40 лет – 25%. 41-50 лет – 25%. 51-60 лет – 20%.

Педагогический стаж: 1-5 лет   – 25%. 6-10 лет – 10%. 11-15 лет – 10%. 16-20 лет – 25%. 21-25 лет – 10%. 26-30 лет – 10%. 31-35 лет – 10%.

Наиболее представлены на курсах оказались молодые специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем 16-20 лет.

60% из них имеют высшее образование и 40% – средне-специальное.

Знание шахмат: не умеющие играть – 60%, умеющие – 30%, разрядники – 10%. Наиболее востребованы курсы оказались для категории – не умеющие играть в шахматы.

40% участников – учителя начальных классов, 15% – воспитатели ДОУ, 35% – учителя-предметники, 10% – тренеры-преподаватели ДЮСШ и ДДТ.

75% участников указали, что целью посещения курсов явилось желание освоить методику обучения детей основам шахматной игры. При этом 35% участников указали также, что хотели бы и сами обрести умение играть в шахматы (а также познакомиться с методической литературой).

70% участников планируют вести шахматные занятия в своих общеобразовательных школах (как урок или кружок). 15% будут преподавать шахматы в ДОУ.

75% слушателей  сообщили, что их не смутит, если их вызовут к демонстрационной шахматной доске, 10% ответили, что – смутит, 15% – не ответили на этот вопрос.

65% участников продемонстрировали хорошую осведомлённость и отметили, что им известно – шахматы как факультатив включены в программы для начальных школ России с 1994 года.

90% слушателей имеют доступ к Интернету, и это очень высокий показатель. Лишь 10% слушателей не имеют выхода в Интернет.

При этом 55% от общего количества участников курсов входят в Интернет ежедневно, 20% – раз в неделю, 15% – раз в месяц.

А 35% слушателей имеет адрес электронной почты.

Анализ результатов опроса подтвердил интерес педагогов к данной тематике – пока ещё в России их системно нигде не проводят, и это ещё раз показала апрельская конференция в Элисте в 2010 году.

Вместе с тем, учителя начальных классов беспокоятся, смогут ли они проводить шахматные уроки. И курсы повышения квалификации снимают этот психологический барьер.


В результате опроса выявлено:

                -основной контингент педагогов, которые преподают или будут преподавать шахматы в регионе, имеют высшее образование;

                 —все возрастные категории от 20 до 60 лет представлены на курсах примерно одинаково, что показывает заинтересованность в шахматном образовании всех возрастных категорий  граждан в данном диапазоне;

              — основная возрастная категория педагогов, заинтересованных в получении шахматного образования – 20-30 лет;

                -наиболее представлены на курсах оказались специалисты со стажем до 5 лет и со стажем 16-20 лет;

                -наиболее востребованы курсы оказались для категории – не умеющие играть в шахматы;

                — две пятых слушателей курсов (основной контингент) – учителя начальных классов;

                -три четверти слушателей указали, что целью посещения курсов явилось желание освоить методику обучения детей основам шахматной игры;

                -90% слушателей имеют доступ к Интернету, это очень высокий показатель, один из самых высоких в России;

                 —шахматы – одна из немногих сфер, которая уже способствует и будет способствовать притоку мужчин в сферу образования; это уже само по себе самоценно;

                 —посещают курсы повышения квалификации как уже умеющие играть, так (большей частью) не умеющие, но заинтересованные в знакомстве с методикой обучения детей основам шахматной игры;

                — в Югре проводится большая работа по пропаганде шахмат как дошкольного и школьного учебного предмета.


Рекомендации:

1. Так как Югра – первый российский регион, который системно проводит 80-часовые курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов, а потребность в проведении таких курсов велика по всей России (в связи с тем, что уже ставится вопрос об обязательном школьном учебном предмете «Шахматы»), то Югре по силам стать общероссийским центром по организации таких курсов (в двух вариантах: очно и дистанционно).

2. Важно продумать  механизм, – как материально стимулировать воспитателей детских садов и учителей начальных классов заняться преподаванием учебного предмета «Шахматы» (гранты и т.п.). Думается, что каждый воспитатель детских садов и учитель начальных классов, взявший непростую ношу – преподавание шахмат детям, – должен быть как-то отмечен.

 


10-дневные курсы пролетели как один миг, а лучшей наградой мне стали (и это, похоже, становится в ХМАО системой) стихи и песни, сочинённые слушателями. Вот, что было сказано и… хором слушателей спето в день расставания:

«Уважаемый, Игорь Георгиевич!!! Спасибо Вам за знания, которые вы нам дали в период этих  коротких курсов в Ханты-Мансийске.  Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами! В знак благодарности примите наши слова, обращённые к ВАМ:

 

Главное, ребята, – новые друзья!

В  Ханты-Мансийске  курсы –

И совсем не зря!

Здесь мы познакомились  с Игорем Георгиевичем

Он – человек «легенда» в Шахматной стране.

 

– А  шахматы – это не просто игра –

Сухин нам не раз говорил.

И он щедро частичку тепла и добра

С любовью от сердца дарил.

 

Скоро мы уедем в разные места,

И наука шахмат знаем, не проста.

Но в школу с удовольствием шахматы внедрим мы

И конспекты лекций не раз мы повторим:

 

– Ведь шахматы – это не просто игра –

Сухин нам не раз говорил.

Так же щедро частичку тепла и добра

С любовью он нам подарил».

 


Это – от всех слушателей. А дружный коллектив из Нефтеюганска прочитал ещё такие стихи:

 

«На память от Нефтеюганска И.Г.Сухину

 

1. В школу весточка о шахматах пришла.

Кого б отправить на курсы, курсы Сухина?

Счастливый выпал нам билет –

Приехать в Ханты мы хотели много, много лет.

2. Квалификацию мы повышали,

В шахматы как мастера играли.

Опыт Сухина мы в школы принесём,

Детей научим мыслить и мастеров побьём.

3. Захотелось мне сыграть

И поставить мат опять.

Вышел парень симпатичный

И поставил мат отличный.

4. Последний раз пришли мы в этот класс,

Где подружил Игорь Георгиевич нас.

Спасибо Вам хотим сказать,

Что научили в шахматы играть!»

 


И, в самом деле, учителя занимались на редкость старательно и прилежно. Разумеется, возникала и известная психологическая проблема – в группе были и хорошо играющие, и совсем не умеющие играть. И не умеющим вначале было очень нелегко психологически, ведь никто не хочет быть худшим. И худших не было. Разговор шёл в оптимальном темпе – чтобы все всё понимали. Поэтому, где нужно – разжёвывалось очень подробно. Ведь не для проформы занимались!

Когда я 3 мая улетал в Ханты-Мансийск, то в Москве ещё и черёмуха не цвела, а когда 14 мая вернулся, то столица уже утопала в сирени. После немноголюдных улиц Ханты-Мансийска пришлось снова окунуться в московский многовекторный «муравейник». Накануне вылета в столицу я вдруг понял, что особенно поражает в ХМАО – в Ханты-Мансийске почти не встретишь курящего пешехода, а жители приветливы, предупредительны и вежливы. Я благодарен организаторам курсов повышения квалификации за высокий организационно-технический уровень их обеспечения. Я признателен слушателям курсов за их искреннее желание познать такую новую и специфическую сферу деятельности как преподавание шахмат. Не случайно одна из воспитателей детских садов даже после того как её свалила тяжелейшая простуда с температурой под 39 градусов (и трижды в этот день к ней приезжала скорая помощь), уже на следующий день прибежала на курсы, так как, по её словам, курсы ей нужны не для галочки, а чтобы приобрести необходимые знания и умения для преподавании шахмат детям. Это же могу сказать и обо всех остальных слушателях курсов! В последний день, на торжественном закрытии курсов я был настолько смущён и растроган тёплыми словами, песнями и стихотворениями слушателей, что впервые за 10 дней не смог найти подходящих слов… И вот теперь возвращаю этот долг. И от каждого слушателя жду письма!

 

 

 

Фотогалерея курсы, И.Г. Сухин