Автономное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа
Югорская шахматная академия

Лучше один раз увидеть…

01240511.JPGИзвестная фраза о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как нельзя лучше характеризует то, с чем столкнулись слушатели курсов по внедрению шахмат как учебной дисциплины в систему образования, которые прошли на базе Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» города Нижневартовска.

В шахматном мире Игорь Георгиевич Сухин – фигура легендарная и во многом даже культовая. Трудно найти человека, не знакомого с его книгами (а их он написал более 100). Многие из тех, кто учился в школе в последние 15-20 лет, что называется, «выросли» на его головоломках, занимательных задачах, ребусах и т.д. Игорь Георгиевич – автор единственного в России учебно-методического комплекта для обучения шахматам в начальной школе. Все знают его как человека, который долгие годы вёл шахматный отдел в «Учительской газете» и всячески пропагандировал древнюю индийскую игру.

Но главная заслуга Игоря Георгиевича в другом. Трудно найти человека, столь увлечённого делом всей своей жизни – внедрением шахмат в начальное звено системы образования. И в этом воочию смогли убедиться слушатели его 10-дневных курсов из школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Нижневартовска. Все они на себе ощутили влияние незаурядной личности московского мэтра. Организаторы курсов столкнулись с вполне понятными трудностями – конец учебного года, поэтому сложно собрать тот контингент, на который они изначально нацеливались (учителя начальных классов). Пришлось частично разбавить состав слушателей воспитателями детских садов и педагогами дополнительного образования. Но Игорь Георгиевич сумел продемонстрировать свой класс – ему удалось сплотить коллектив, зажечь всех общей идеей, сделав при этом своими союзниками и квалифицированных шахматистов (они помогали другим осваивать премудрости древней игры), и тех, кто до этого не был знаком даже с ходами фигур. И таким образом минус превратил в плюс. В этом – его высочайший профессионализм.Оставалось лишь поражаться, откуда берётся столько сил у человека, фамилия которого удивительным образом соответствует его внешнему облику. Ещё слушатели самых первых курсов Сухина в Югре, которые проходили полтора года назад в столице округа, с уважением говорили о нём – Трудоголик. Подтвердил свою репутацию Игорь Георгиевич и в Нижневартовске. Он успел побывать везде – и в городском шахматном клубе, куда был приглашён в качестве почётного гостя на первенство Нижневартовска среди юношей и девушек, и в Православной гимназии, где выступил перед детьми и их родителями, после чего дал сеанс одновременной игры, и на традиционном воскресном турнире школьников в Центре детского и юношеского технического творчества «Патриот». Посетил он и в Департамент образования Нижневартовска, где встречался с его руководителями. И везде с жаром доказывал несомненную пользу от введения уроков шахмат в начальном звене школы. Пришедшая на закрытие курсов методист Центра развития образования города Ирина Викторовна Вайс была просто поражена и ошарашена неуёмной энергией московского лектора, и в частной беседе после их окончания честно призналась, что только сейчас в полной мере осознала масштаб личности Игоря Георгиевича Сухина. По её словам, именно таким и должен быть настоящий Педагог – увлечённым, ведущим за собой, отстаивающим свою идею, не боящимся говорить о проблемах никому, даже первым лицам.

Что касается сути методики Сухина, то следует отметить несколько моментов. По его глубокому убеждению, шахматы являются идеальным инструментом для развития способности действовать в уме, и потому крайне необходимы начальной школе, где это умение закладывается и формируется. На многочисленных примерах (в том числе и своих дочерей, которые без помощи родителей учились в школе на одни пятёрки, а потом легко поступили в престижные московские вузы и закончили их с отличием) он доказывает, что шахматы, в первую очередь, учат самостоятельности, умению составлять план действий и последовательно решать возникающие по пути задачи. Все эти ценнейшие качества обязательно пригодятся человеку в последующей жизни. Ещё один очень важный момент – в шахматах по методике Игоря Георгиевича нет проигравших, каждый уходит с занятия окрылённым, с чувством гордости от того, что ему удалось решить свою, хоть и небольшую, задачу.

Общее мнение слушателей курсов подытожил педагог дополнительного образования ЦДиЮТТ «Патриот» Михаил Васильевич Николаев.

– Про Сухина я слышал и раньше. Был знаком с его книгами, программой, читал статьи в «Учительской газете». Но к самой методике, как и многие тренеры, относился скептически. Я не жалею потраченного времени; во время занятий и бесед с Игорем Георгиевичем я убедился, что именно это и нужно детским садам и начальной школе! Ненасильственные шахматы! Шахматы – как средство развития интеллекта, способности действовать в уме. Урок шахмат – это уникальная возможность сделать успешными всех. Ребёнок должен получать радость не от того, что он отнял у товарища победу, а от того, что он с помощью педагога преодолел, победил себя и поднялся ещё на одну ступеньку своего развития! Такая победа дороже любых других побед! Что мы видим сейчас – педагоги-тренеры пытаются строить урок шахмат, копируя занятие в шахматном кружке. Вначале теория, затем игра и анализ партии. Для кружка это нормальный план занятия, для урока шахмат – нет! Шахматы настолько многогранная игра, сложный мир образов, что они могут и объединять людей, и разъединять их по принципу «победитель и побеждённый». На курсах я убедился – методика Сухина необходима воспитателям детских садов и учителям начальных классов, и буду всячески пропагандировать её в меру своих сил. Уже родилась идея создания городского методического центра, который объединит и скоординирует усилия тех, кто также поддерживает подходы Игоря Георгиевича. Можно добавить, что Нижневартовск имеет богатейшие традиции в вопросах внедрения шахмат в школу. Ярчайший пример – школа №33, новатор шахматного всеобуча в округе. И прошедшие курсы явились подтверждением того, что у древней игры хорошее будущее – я лишний раз убедился, что в наших образовательных учреждениях работают энтузиасты, люди, считающие шахматы исключительно полезным занятием. Ведь если каждый из тех 25-30 человек, что прослушали лекции Сухина, сможет увлечь идеей ещё столько же ребят, то будет сделан новый качественный скачок. И количество обязательно перерастет в качество. Положено хорошее начало! Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Институту развития образования Югры и Югорской шахматной академии за организацию качественных и полезных курсов. Будем работать и с нетерпением ждать следующего приезда Игоря Георгиевича Сухина к нам в Нижневартовск.

02240511.jpg 03240511.JPG

04240511.JPG 05240511.jpg

06240511.JPG 07240511.JPG

08240511.JPG 09240511.JPG

10240511.jpg 11240511.JPG

12240511.JPG 13240511.jpg

14240511.jpg 15240511.jpg