Автономное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа
Югорская шахматная академия

Выступление международного мастера, директора ООО «Дайв» Сергея Абрамова

Выступление международного мастера, директора ООО «Дайв» Сергея Абрамова

Сергей АБРАМОВ, международный мастер по шахматам, директор ООО “Дайв”.

Тема выступления: Шахматное образование в Югре. Технологии дистанционной подготовки к выпускным школьным экзаменам и поступлению в вузы.
Мое выступление будет посвящено использованию современных компьютерных технологий в образовании. В первой части выступления речь пойдет о проекте “Шахматное образование” в школах Югры, а вторая часть будет посвящена компьютерным технологиям для подготовки к выпускным школьным экзаменам и поступлению в вузы.
Сегодня тема «Шахматы и система образования» в центре внимания общественности многих стран мира – уже сейчас шахматы присутствуют в школьных программах в качестве факультативного предмета или предмета дополнительного образования в следующих странах: Словения, Германия, Сингапур, Бразилия, Италия, Турция а также в большинстве частных школ мира.
Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь лидирующие позиции. Этому в немалой степени способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года». К примеру, в Концепции модернизации отмечено: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Общепризнанно, что шахматы — в числе самых эффективных ресурсов для решения данных и многих других задач. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин не так давно подметил: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд».
Одним из первых регионом России, где шахматы будут внедрены в школы как предмет дополнительного образования, является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Это решение уже принято и озвучено губернатором Югры Александром Васильевичем Филипенко.

Накопленный зарубежный опыт преподавания шахмат в общеобразовательных школах говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 7 до 12 лет. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование умения действовать в уме. Это действие начинает предшествовать двигательному процессу и высказываниям. Ребенок сначала пытается проиграть свои последующие действия и слова перед их реализацией. Психологическая наука отмечает, что логические ошибки, допускаемые на этом этапе интеллектуального развития, могут закрепиться и становятся трудно исправимыми. На этапе формирования способностей действовать в уме именно шахматы являются идеальной моделью.

Правила шахмат настолько просты, что каждый этап «действия в уме» на их основе может контролироваться учителем. И ученики будут не просто решать упражнения для развития, но одновременно очень чисто и ясно тестироваться.

Одним из первых в мировой практике оценил значение шахмат для гармоничного развития детей и начал практиковать обучение шахматным азам в своей «Школе радости» замечательный педагог В.А.Сухомлинский. Он писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Парадокс обучения игре в шахматы состоит в том, что оно даёт необычайно много не только одарённым и «нормальным» детям, но и детям с задержкой психофизического развития. Важно лишь каждому ребёнку предлагать посильные развивающие задания.

Ещё один важный момент — компьютеризация обучения. В настоящий момент успех образовательного процесса в школе во многом зависит от разрешения противоречия между традициями классического образования и новейшими компьютерными технологиями. Игровая форма шахмат и их гармоничное взаимодействие с компьютером позволяет сделать шахматы естественным и безобидным переходником к новейшим технологиям. Здесь выделим три важных аспекта:

· шахматы естественно и гармонично взаимодействуют с компьютером. Более того, шахматы — это пока единственный вид спорта, где возможно соревнование человека с компьютером;

· с помощью шахмат ребенок получает огромную информацию о компьютере, причем происходит это в игровой форме;

· компьютерные технологии позволят учителю дифференцировать процесс обучения и тестирования, предлагая каждой группе учеников в классе задания соответствующие их уровню знаний и навыков.

Стоит отметить, что в европейских странах, перечисленных выше, шахматное образование ведется с упором именно на компьютерные формы обучения.

На данном этапе идет активная подготовка к внедрению шахмат в общеобразовательные школы Югры и готовятся четкие ответы на ключевые вопросы:

· по каким методикам будут проводиться занятия;
· как будут использоваться компьютерные технологии в процессе проведения уроков шахмат;
· кто будет преподавать шахматы в общеобразовательных школах Югры.

Я хотел бы предложить свой вариант ответа на эти вопросы:

Имеется методическая программа «Шахматы – школе», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для общеобразовательных школ. Единственный минус этой программы, подготовленной почти десять лет назад, отсутствие в ней компьютерных технологий и форм обучения. В данный момент завершается разработка новой методической программы: «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий». В разработке методики принимают участие старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования Игорь Георгиевич Сухин (автор утвержденной Министерством образования методики «Шахматы – школе») и международный гроссмейстер, заслуженный тренер Российской Федерации, председатель Тренерского комитета ФИДЕ Юрий Сергеевич Разуваев. В марте 2007 года новая методика будет представлена на рассмотрение и утверждение в Департамент образования ХМАО-Югры.

Новая методика будет ориентирована на проведение занятий по шахматам в общеобразовательной школе, начиная со второго класса, один урок в неделю, опираясь на методическую программу “Шахматы в школе”, рекомендованную Министерством образования, и компьютерные технологии сетевого программного комплекса “Шахматное образование”, который будет поставляться во все школы Югры. Новая методика будет сочетать некомпьютерные формы обучения (разбор теоретического материала урока и дидактические игры) и самостоятельную работу школьников за компьютером под контролем преподавателя при соблюдении требуемых временных норм работы за компьютером для школьников младших классов.

Программный комплекс “Шахматное образование” позволит разнообразить урок шахмат и предоставит возможность давать персональное задание каждому школьнику при сохранении полного контроля учителя за работой каждого ученика в классе. В общей сложности в программном комплексе уже заложено свыше 5000 упражнений для самостоятельной работы и свыше 300 уроков, рассчитанных на три года обучения с начального уровня.

Я предлагаю посмотреть на проекторе несколько фрагментов работы программного комплекса “Шахматное образование”.

Рассмотрим вначале основные режимы программного комплекса “Шахматное образование” с точки зрения работы преподавателя:

— управление учениками и классом, создание групп внутри класса, просмотр статистики по ученикам и группам;
— просмотр полного отчета по работе каждого ученика, включая возможность посмотреть все ошибки сделанные им в каждом упражнении с последующим их разбором;

— наблюдение за компьютером каждого ученика. Учителю доступно правильное решение примера и к его услугам подсказка шахматной программы уровня мастера;

Теперь рассмотрим основные режимы программного комплекса “Шахматное образование” с точки зрения учеников:

— просмотр дополнительного учебного материала заданного учителем на виртуальной доске;
— самостоятельное решение упражнений со встроенной системой помощи в виде маркеров при затруднениях;

— игра в шахматы с другим учеником в рамках локальной сети или через Интернет, участие в турнирах
Возникает вопрос: кто и как будет проводить занятия.

Так как проведение урока шахмат с использованием компьютерных технологий требует определенных навыков, предлагается следующий подход:

1 этап: разработка методики курса повышения квалификации по подготовке преподавателей урока шахмат с использованием компьютерных технологий. Методика курса повышения квалификации должна быть рассчитана на 72 часа и утверждена Департаментом образования Югры. Методика курсов повышения квалификации должна включать следующие темы:

— разбор психологических и педагогических особенностей проведения урока шахмат в школе;
— повышение шахматных знаний учителя;
— обучение работе с программным комплексом “Шахматное образование”.

2 этап: проведение авторами методики очного семинара для подготовки экспертов для последующего проведения обучения преподавателей проведению урока шахмат с использованием компьютерных технологий на основе утвержденной методики. Оптимально если бы обучение проводилось бы на базе Интернет-центра шахматного мастерства Югры в Ханты-Мансийске и эксперты представляли бы разные территории Югры и имели бы определенный уровень знаний в области педагогики, шахмат и компьютерных технологий. На очном семинаре эксперты получают навыки проведения занятий по подготовке преподавателей урока шахмат и полный комплект методических материалов.

3 этап: проведение экспертами курса повышения квалификации по месту проживания при обязательном контроле за качеством обучения со стороны методического центра (им мог бы стать, например, Интернет-центр шахматного мастерства в Ханты-Мансийске). По итогам курса преподаватель должен получить навыки проведения шахмат с использованием компьютерных технологий и детальный поурочный план с четко расписанным планом каждого урока и методическим пособием по проведению каждого урока шахмат.

Так как для проведения урока шахмат требуется получение специфических знаний желательно, чтобы урок шахмат в школе вел отдельный учитель. Чаще всего это может быть учитель информатики или математики, прошедший курс повышения квалификации.

В дальнейшем методическую поддержку преподавателей осуществляют эксперты на местах и, при необходимости, методический центр. Техническую же поддержку программного комплекса “Шахматное образование” для всех пользователей осуществляет компания “Дайв”.

Для школ не имеющих на первом этапе внедрения шахмат своих преподавателей, а также для школьников старших классов обучение шахматам будет доступно через Образовательный информационный портал Югры, на котором скоро появится шахматный раздел c расписанием занятий методистов из Москвы. Занятия будут проводиться через Интернет со звуковым сопровождением два раза в неделю и в них смогут принять участие все школьники Югры.

Во второй части выступления я кратко остановлюсь на технологии дистанционной подготовки школьников к выпускным экзаменам и подготовки в вузы.

Предпосылки создания технологии дистанционной подготовки школьников:
— Повышение интереса к получению высшего образования со стороны школьников практически по всем направлениям профессиональной деятельности.
— Наличие разрыва между уровнем подготовки абитуриента типичной средней школы и предъявляемых к нему же требований вступительного экзамена в ведущие вузы.
— Значительное повышение уровня информатизации и компьютерной оснащенности в образовательных учреждениях.
— Дефицит высококвалифицированных преподавателей на местах.

Для решения этих задач, с учетом удаленности потенциальных слушателей, компанией “Дайв” и Подготовительными Курсами факультета Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ была разработана и внедрена оригинальная технология дистанционного обучения, имеющая следующие преимущества:

Уникальное программное обеспечение с возможностью работы через Интернет, локальные и городские сети, на отдельно стоящем компьютере. В системе дистанционного обучения предусмотрены все необходимые функции для успешного и эффективного проведения занятий, имеется отдельное рабочее место, как для абитуриента, так и преподавателя.

Учебный материал, подготовленный ведущими преподавателями МГУ по следующим предметам:

— Алгебра (15 уроков)
— Геометрия (10 уроков)
— Устная математика (15 уроков)
— Физика (15 уроков)
— Русский язык (15 уроков)
— Литература (15 уроков)
Каждый урок включает материал для работы школьника не менее чем 6 часов.

Все уроки для всех курсов по техническим предметам (Алгебра, Геометрия, Устная математика и Физика) включают следующие обязательные элементы:

— Теоретические сведения к данному уроку, с примерами решения задач соответствующей тематики.

— Задания для самостоятельной работы.

— Контрольный тест, в котором предлагаются задачи с имеющимися вариантами ответа.

— Контрольная работа. При этом преподаватель получает от абитуриента не ответ, а весь ход решения каждого задания.

Уроки в каждом курсе расположены в ассоциации со спиралеобразной формой подготовки, когда на очередном “витке” абитуриент готов по всем темам программы вступительного экзамена, но на последовательно возрастающем уровне сложности и которыми школьник может воспользоваться в случае затруднений.

Задания для самостоятельной работы имеют заготовленные подсказки и указания к каждому заданию, которые включают опорные точки и индивидуальные указания к решению.

Программный комплекс дистанционной подготовки интегрирован с порталом, через который идет взаимодействие между школьником и преподавателем. Ученик имеет возможность выбора уроков через web-интерфейс с последующей загрузкой результатов контрольной работы.

Преподаватель через web-интерфейс осуществляет контроль за работой школьника и имеет возможность взять полученную контрольную работу на проверку с последующей загрузкой результатов проверки, проконсультировать учеников и ответить на возникшие вопросы.

Еще раз напомню преимущества дистанционного обучения:

— Независимость от места и времени
— Индивидуальный подход к возможностям каждого обучаемого
— Быстрое обновление материалов и методик
— Использования компьютерных технологий

Добавить комментарий